Все статьи DejaVu

Юбилею Grand Theft Auto: Vice City посвящается

16 декабря 2012 в 17:08

Моё знакомство с серией игр Grand Theft Auto началось году эдак (не ошибиться бы датой) в 1998, в начале. По какой-то великой случайности у очень близкого друга появился компьютер. До того рокового момента я даже и знать не знал, что это за устройство и в молодой постсоветской стране был знаком только с отечественными компьютерами «Электроника МС-7105» и то, возможно, путаю правильную маркировку, да с китайскими подделками Dendy и Sega.
Grand Theft Auto 1

И как-то раз, на новогодние праздники, посчастливилось побывать у друга в гостях где он меня и «познакомил» со своей новой игрушкой под названием «персональный компьютер». Сам он, на удивление, очень быстро разобрался в основных функциях тогдашнего Windows 95 и достаточно бодро пользовался «белой железякой».
Изначально компьютер не произвел на меня совершенно никакого впечатления. Думаю, из-за того, что изначально совершенно не понял предназначения этого громоздкого устройства и по-началу он казался мне обычным телевизором с множеством кнопок.
Спустя пару дней мы от нечего делать вновь вернулись компьютеру и на этот раз друг решил мне показать, что помимо Dendy есть еще устройства где существуют игры и открыл папку с большим количеством exe-файлов. Само собой я уже не помню какую из игр он запустил первой, но это было что-то малоизвестное и простенькое и таких игр было несколько подряд. Статические тиры, небольшие головоломки, простенькие платформеры и тому подобные игрушки.
Спустя какое-то время друг выпалил: — «О! Вот интересная штука!» и запустил файл с лаконичным названием GTA.exe.
GTA 2: Беспредел от компании Бука

Этот двойной клик по исполняемому файлу перевернул всё моё мировоззрение относительно электронных развлечений на тот момент. Если сказать, что увиденное меня потрясло — это значит не сказать ничего. До этого дня я себе и представить не мог, что может быть что-то лучше чем Battle City и Super Mario Bros на пресловутом Dendy с маленьким черно-белым телевизором.
Красочное меню, три главных персонажа на выбор и пьянящая свобода разрушений и беспредела была настолько сильной, что три главных слова «Grand Theft и Auto» я тот час же выучил наизусть.

После каких-то танчиков в Battle City игра открывала столько возможностей, что хотелось попробовать буквально всё. Сотни раз выполнять и вновь и вновь проваливать одни и те же задания написанные на английском языке, который мы ни черта не понимали. Ездить по городу на любом (!!!) на выбор транспортном средстве и давить прохожих. Кстати, особым шиком было за раз задавить группу из 7-10 оранжевых кришнаитов. Кто играл, тот поймет о чем я. :)
Скриншот из Grand Theft Auto 2

Кроме этого можно было гонять от полицейских, разыскивать в деревянных ящиках оружие, взрывать с его помощью автомобили, расстреливать людей, продавать автомобили на металлолом, сталкивать их в воду, выполнять трюки на трамплинах, слушать радио в автомобиле, исследовать три огромных города и еще куча-куча всего, что способна придумать детская фантазия.
Думаю, говорить о том, что я заболел этой игрой совсем не стоит. Правда, потом, через несколько месяцев, переболел, благодаря тому, что всё тот же друг показал мне такие невероятные игры как Need For Speed: High Stakes и Half-Life. Но это совсем другая история и, возможно, я ей когда-нибудь тоже поделюсь.

Уезжая от друга в свой родной город хотелось побыстрее вернуться назад и снова окунуться в эту атмосферу вседозволенности и исполнения детских фантазий. Но повторно суждено этому было случиться только лишь в 2001 году, «благодаря» августовскому дефолту 1998 года в России.
Скриншот из Grand Theft Auto 3

Лишь спустя три года, уже слегка повзрослев и выучив что из себя представляет компьютер как таковой, он у меня появляется. Средненькая по тем временам «машинка» — Celeron 500 MHz, Riva TNT 2 Pro 32 Mb, 64 RAM и 10 Gb HDD. Но счастью не было предела. В первый же день я познакомился с такими играми как Quake 2 и Heroes of Might and Magic III, если в Quake я мог проходить только первый уровень, то Героев, естественно, не понимал совершенно. Потом были весёлые Worms: World Party и некоторые другие игры.

Спустя какое-то очень небольшое время, благополучно узнал, что в районе где я проживаю есть единственная точка по продаже компьютерных игр. Как сейчас помню, магазинчик назывался «Дюна» (сомневаюсь, что назван он был в честь компьютерной игры, потому что там торговали не только дисками но и мелкой электроникой). Наверное не надо лишний раз говорить о том, что 95% игр реализуемых этим магазинчиком, были пиратскими.
И в один прекрасный день, заносит меня в тот самый магазин. На прилавке лежат несколько каталогов с вложенными в «файлы» обложками дисков на продажу, на самом прилавке, под стеклом, размещены вездесущие и всё еще популярные картриджи для Dendy и Sega. А за самим продавцом стоит небольшого размера стенд с единственными лицензионными дисками. Хотя, на тот момент я не знал, что бывают «пиратки» и лицензионные игры. И вот во время перелистывания каталога, мой взгляд случайно пробегает по стенду и останавливается на коробке, на которой нарисовано желтое такси и знакомыми, ровными буквами написано, да-да, вы наверное уже догадались — «GTA 2: Беспредел».
Скриншот из Grand Theft Auto 3

Каталог с какими-то там бумажками тут же автоматически закрывается, а продавцу, практически захлёбываясь в собственной слюне, говорится: — «Мне пожалуйста вот эту игру.» Купив качественное, лицензионное, переведенное издание от фирмы «Бука» всего-навсего за 60 (!!!) рублей (сейчас очень трудно поверить в то, что когда-то лицензионные игры так дёшево стоили, даже по меркам 2001 года это было очень недорого) я поскакал домой. Только дома для меня стало открытием, что диск ослюдован и на него даже наклеена голограмма выполняющая роль пломбы.

Дальше было всё куда печальнее. Благополучно установив дистрибутив, запустив игру и взахлеб проиграв небольшой отрезок времени игра начинала мощно тормозить и это повторялось вновь и вновь. Но это практически не помешало насладиться той же самой механикой, в окружении гораздо более крутой графики, игры, что и в том самом 1998-м. Поиграв какое-то время, излазив все вдоль и поперёк, с кодами и без, игра была отложена до лучших времен ибо серьёзно тормозила и смогла не делать этого только когда в компьютер была воткнута дополнительная оперативная память 128 МБ итого стало 192 МБ. Так как это событие случилось намного позже, когда в моих руках оказалась пиратская версия Grand Theft Auto 3 благополучно купленная в каком-то из магазинов и поэтому о GTA 2 я подзабыл.

К великому сожалению, никак не могу вспомнить когда была сделана покупка Grand Theft Auto 3 и где. Вспоминал, вспоминал, но так и погряз в своих ячейках памяти. Тем не менее, эта игра тоже успешно прописалась на моём компьютере в один из прекрасных дней в 2002 году.
Томми Версетти на фоне Вайс Сити

Казалось бы, название осталось такое же, но прогресс не стоит на месте и ребята из Rockstar Games (создатели игры) догадались сделать мир GTA полностью трёхмерным. Мода на трёхмерные игры пошла как раз почти в одно время с выходом первой Grand Theft Auto, а целиком докатилась до этой серии только к третьей части. И, надо сказать, докатилась не зря. Новые ощущения, новая графика, новая свобода и кинематографичные ролики на движке в очередной раз заставили вздрогнуть окунаясь в мир Grand Theft Auto. Но ложка дёгтя поджидала меня и здесь. Слегка престарелый, на тот момент, компьютер уже с большим трудом «переваривал» трёхмерные модели, большое количество аудио и огромный «живой» мир в целом. Тем не менее, снова и снова погружаясь в этот интересный мир, всегда находилось что-то новое и неизведанное. Новые автомобили, задания, ролики, спрятанное оружие и пакеты, всё это играло свою роль, постепенно отпечатываясь в, тогда еще хорошей, памяти подростка.

И так продолжалось до самого момента выхода великой Grand Theft Auto: Vice City, которую я уже ждал с замиранием сердца, потому что из журналов примерно знал когда она должна появиться в продаже. После холодного и промозглого Liberty City новый город Vice City, утопающий в лучах солнца, и заросший будто сорняками, многометровыми пальмами на журнальных скриншотах казался невероятно манящим и желанным. И, как оказалось в итоге, интуиция меня не подвела потому как все ожидания воплотились в жизнь и даже больше.
Томми Верцетти в одном из роликов

Когда у меня в руках оказалось, опять же, пиратское двухдисковое издание игры, в очередной раз счастью не было предела. Сразу же после установки игры первое, что бросается в глаза — это заставка выполненная по лучшим канонам фильмов 80-х годов. Например таких как «Лицо со шрамом» 1983г. (который, кстати, я посмотрел благодаря музыке в Grand Theft Auto 3) или «Полиция Майами» 1984г. и т.п. Сама игра начиналась не менее эпично: солнечный аэропорт, автомобиль Admiral, который явно слизан со знаменитой модели Mercedes-Benz W126, аутентичная одежда персонажей и, конечно же, музыка. Например, сразу же как нам передают управление, первый трек который мы услышим по радио это культовая песня Michael Jackson — Billie Jean. Думаю, бессмысленно перечислять всех музыкантов льющихся к нам из колонок во время игры, потому что громких имен там очень много, а практически все песни являются классикой прямиком из 80-х годов. Причем, радиостанции очень разноплановые, тут вам и обычный поп, для любителей тяжёленького — рок, для романтичных людей — новая волна, даже любителям рэпа угодили создав радио с треками, благодаря которым зарождалась это направление в музыке. Есть и специфические мелодии прямиком с жарких континентов вроде Чили и Кубы. А так же многое-многое другое. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что именно благодаря Grand Theft Auto: Vice City у меня развилась любовь к музыке тех лет и вот уже многие годы не покидает моих плейлистов и не покинет в будущем.

Самая сильная черта именно этой части сериала Grand Theft Auto — это, конечно же, атмосфера 80-х годов прошлого столетия. Игра буквально дышит той эпохой и не опускает планку до самого конца. Можно очень долго перечислять аутентичные вещи, пародии на ту эпоху и тому подобные вещи, но я пожалуй не буду этого делать, потому что, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому если вы по какой-то нелепой причине до сих пор не окунулись в этот прекрасный мир, то вам выпал прекрасный шанс сделать это не за компьютером или приставкой, а хотя бы на своем мобильном устройстве под управлением систем Andriod или iOS, на которые Vice City вышла совсем недавно на свой десятилетний юбилей.
Майами середины 80-х

Попробуем подвести итог из вышесказанного. Сейчас, спустя ровно 10 лет после выхода Grand Theft Auto: Vice City игра ни капли не забыта и уже является негласным культурным феноменом для молодого поколения пожелавшего окунуться в атмосферу легкомысленных 80-х годов. Ценители качественных продуктов будут раз за разом переигрывать её, снова и снова прослушивать отменный саундтрек отдельно от игры, который, кстати, вышел на CD и до сих пор продаётся.

После Grand Theft Auto: Vice City были гораздо более масштабные Grand Theft Auto: San Andreas и Grand Theft Auto IV, но это уже совсем другая история, менее впечатлительная и не настолько запавшая в самое сердце, наверное, в силу возраста игравшего...

Комментарии
Александр Галактионов
Александр Галактионов - 24 июля 2013 13:56
Довольно приятно было прочитать про друга, который через "несколько дней" разрешил сесть за компьютер)))) я даже не помню что я был таким жлобом)))
Александр Галактионов
Александр Галактионов - 24 июля 2013 14:07
А пардон) неверно прочитал) предыдущий комментарий прошу считать недействительным)
Gundosnsh
Gundosnsh - 17 августа 2013 22:19
Aloha! awv
Автор запретил оставлять комментарии!